Содержание
Продольные термокомпенсаторы на магистрали пневмопочты
Установка термокомпенсаторов связана с необходимостью компенсации термического расширения/сжатия трубопровода. Источником термического расширения/сжатия могут являться как изменение температуры внутренней среды трубопровода (передача сильно нагретого воздуха по трубе), так и изменение температуры наружной среды (погодные условия, внешнее излучение).
Этапы монтажа термокопенсаторов:
- Выбор системы термокомпенсаторов
- Расположение якорных и динамических креплений.
- Расчет термического расширения:
- Монтаж с учетом температурных условий (холодное натяжение)
1. Выбор системы термокомпенсаторов
Тип системы термокомпенсатора зависит от локальных условий, таких как наличие опор.
Расположение компенсатора рядом с неподвижной (якорной) опорой
Расположение компенсатора посредине трубы между неподвижными якорными опорами
2. Расположение неподвижных и динамических креплений
При планировании трубопровода важно понимать необходимости разбивки трубопровода на сегменты, неподвижные друг относительно друга. При этом движение трубопровода внутри сегмента происходит относительно (1) неподвижных (якорных) и (2) динамических опор.
Неподвижные (якорные) крепления позволяют разделить трубопровод на отдельные динамические участки, неподвижные относительно друг друга. Они также позволяют ограничить и контролировать объем движения всего трубопровода. Якорные крепления должны иметь конструктив, позволяющий выдерживать все виды нагрузок. Динамические крепления позволяют трубе перемещаться по оси и предотвращают вспучивание трубопровода.
Существует общее правило расположения динамических опор, общее для всех типов трубопроводов:
Вспучивание трубопровода при нагрузке в отсутствии динамических опор
Схемы монтажа:
Компенсатор, расположенный рядом с главным якорем
Компенсатор, расположенный посредине трубопровода
Два и более компенсаторов с применением промежуточных якорей
Сопротивление якорных опор:
Чтобы движение трубы поглощалось компенсатором, концы трубы должны быть жестко закреплены. Главный якорь должен выдерживать статическое давление (учитывая тестирование) трубопровода и жесткость гофры компенсатора. Промежуточный анкер в идеале подвергается равноценным нагрузкам с обеих сторон, однако рекомендуется рассчитывать сопротивление промежуточного якоря как произведение жесткости гофры на ее полное удлинение.
Пример расчета статического давления трубопровода:
250 мбар (однофазный компрессор) создает усилие 0.25 кг * кв. см
Усилие в трубе диаметром 110 мм ~ 0,25 * 2 π * r2 = 4.7 кг
3. Расчет термического расширения для магистрали из различных материалов
ПВХ
Базовая длина, м | Температура 1 °C | Температура 2 °C | Удлинение, мм | Окончательная длина, м |
---|---|---|---|---|
100 | -20 | -15 | 40 | 99,68 |
100 | -15 | -10 | 40 | 99,72 |
100 | -10 | -5 | 40 | 99,76 |
100 | -5 | 0 | 40 | 99,8 |
100 | 0 | 5 | 40 | 99,84 |
100 | 5 | 10 | 40 | 99,88 |
100 | 10 | 15 | 40 | 99,92 |
100 | 15 | 20 | 40 | 99,96 |
100 | Комнатная температура | 100,00 | ||
100 | 20 | 25 | 40 | 100,04 |
100 | 25 | 30 | 40 | 100,08 |
100 | 30 | 35 | 40 | 100,12 |
100 | 35 | 40 | 40 | 100,16 |
100 | 40 | 45 | 40 | 100,2 |
100 | 45 | 50 | 40 | 100,24 |
100 | 50 | 55 | 40 | 100,28 |
100 | 55 | 60 | 40 | 100,32 |
Формула для расчета удлинения ПВХ труб:
ΔL ПВХ (мм) = 0.08 * °C * Lтрубопровода (м)
Изменение на 5 ° C на 100 м двигает ПВХ трубу на 4 см.
ПЭВП
ΔL ПЭВП (мм) = 0.13 * °C * Lтрубопровода (м)
Сталь
Изменение на 5 ° C на 100 м двигает стальную трубу на 8 мм
ΔL сталь (мм) = 0.016 * °C * Lтрубопровода (м)
4. Монтаж с учетом температурных условий (холодное натяжение)
Продольно-осевое движение компенсатора как правило происходит наполовину в сторону сжатия (-Δ/2) и наполовину в сторону расширения (+Δ/2). Максимальная эффективность компенсатора достигается при его работе как на сжатие так и на расширение. Для продления срока службы гофры компенсатора монтаж лучше всего производить с учетом т.н. холодного натяжения.
Δ – общее удлинение трубопровода [мм]
L0 – свободная длина компенсатора [мм]
L – установочная длина компенсатора [мм]
t max – максимальная температура на участке [°C]
t min – минимальная температура на участке [°C]
t уст. – температура на участке при установке [°C]